Георгий Васильев (wampus_999) wrote,
Георгий Васильев
wampus_999

Category:

Пророчества и живопись

На мой взгляд, использовать живопись для передачи содержания пророчеств, подобных описанным в Апокалипсисе, практически невозможно, несмотря на первичность именно видѐния. Во-первых, художник, непричастный к видению, не в состоянии уловить суть и в результате изобразит одну лишь "оболочку", без главного. Во-вторых, в пророчестве важен не сюжет, а буквально отдельные фразы и слова-символы, их гораздо легче понять написанными на бумаге, нежели в виде художественных образов. Вот, нарисовал художник человека, съедающего книгу, и все смеются, – и правда, смешно. Но напиши – я проглотил эту книгу за одну ночь – и все поймут без объяснений. В-третьих, для того чтобы понять изображение, пусть даже и переданное максимально достоверно, нужно самому проникнуться духом пророчества, но где нынешнему вечно спешащему человеку взять тот огонь Самадхи, без которого даже самый яркий свет – тьма?

Вот наиболее адекватное воспроизведение пророческого видения в живописи, представленное в великолепной подборке изображений на тему Апокалипсиса, собранной Софьей Багдасаровой aka Шакко:

Ethel Isadore Brown Vision de Saint Jean a Patmos.jpg
Ethel Isadore Brown, Vision de Saint Jean à Patmos (1898)

Такое впечатление, что художник проникся духовным смыслом видения, и ему неожиданно удалось выразить его суть. Ангел не стоит на земле или море, а как бы парит в воздухе между светильниками, символизируя неземную весть с небес от Бога. Обратите внимание, несмотря на то, что Ангел сияет как солнце, так что пророку приходится прикрывать глаза, тень от пророка падает вперед, поскольку солнце светит ему в спину, – это символизирует, что свет, исходящий от Ангела, не материальный, а духовный. Даже многочисленные цветы не повернули свои венчики (изображенные намеренно крупными), а смотрят на солнце. Духовный меч, исходящий из уст Ангела, ненавязчиво изображен в виде луча (в отличие от множества других картин и икон, где довольно неуклюже изображается реальный меч). Пламя масляных светильников уменьшается справа налево (правда, не так явно, как следовало бы), в соответствии с описанием постепенного падения церквей во 2-3 главах. По идее, последний светильник должен лишь коптить. Реалистичности картине придает камень, на котором, вероятно, перед этим сидел пророк. Кстати, пророк должен был сидеть спиной к морю, так как ему пришлось обернуться на голос Ангела. Пророк стоит на коленях, опираясь на камень, не в силах подняться на ноги от страха.

И все это великолепие изображено мало кому известной художницей из США! Воистину "Дух дышит, где хочет".

Tags: Откровение, пророчества, символы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment