Георгий Васильев (wampus_999) wrote,
Георгий Васильев
wampus_999

Categories:

О душе...

Проведя еще некоторое время на форуме evangelie.ru, разглядел проблему, из-за которой все дискуссии крутятся годами вокруг одного и того же, не давая никаких результатов и оставаясь бесплодным начетничеством. Вот например проблема бессмертия души. Тут, на мой взгляд, во многом виновата путаница в терминах, относящихся к самому понятию "души", которые каждый толкует от ветра ума своего на уровне своих предков, живших в I веке, а иногда и гораздо примитивнее (на форуме тусуется масса сектантов, иногда самых отмороженных). Я далеко не большой специалист в этой области, но то, что я там увидел, произвело тяжелое впечатление – люди все так же из года в год повторяют одни и те же заученные цитаты из Библии нисколько не пытаясь выяснить их происхождение и сопоставить их с тем знанием, которое успело за несколько тысяч лет накопить человечество. А сопоставлять есть что, причем предки наши были не так просты и о многом догадывались, только выражали это на том уровне и тем языком, который был у них в наличии.

Если исходить не из мистико-догматических, а из естественно-научных представлений, то наша внутренняя суть, отличающая нас от неживой природы (наш внутренний мир), состоит из трех составляющих, каждую из которых мы по традиции, следуя за нашими предками, называем душой и постоянно путаем при чтении писаний и в дискуссиях: телесная (собственно физическая жизнь, "живая душа"), душевно-эмоциональная (иногда называемая сердцем) и духовно-нравственная (также ее называют "разумной душой" или духом). Им соответствуют еврейские термины нефеш, руах и нешама, а так же греческие сома, психе и пневма. В русском языке своих устоявшихся обозначений нет, поэтому в этой области у нас царит полная мешанина.

Между второй и третьей "душами" есть тонкая, часто весьма эфемерная прослойка, называемая разумом (более склонным к логике, материализму и здравому смыслу, нежели поискам высших, духовных смыслов). Разум не входит в вышеупомянутую троицу, так как он лишь инструмент, который используют три остальные элемента, каждый по-своему, а они со своей стороны во многом зависят от него, но лишь отчасти им управляются. Характерно, что для всех четырех элементов в Апокалипсисе есть свои необыкновенно емкие и очень подходящие по смыслу символы: земля, море, небо и воздух.

Так вот, древние достаточно хорошо понимали структуру нашего внутреннего мира и в своих писаниях активно и вполне адекватно применяли все четыре понятия. Не то сегодня. Все эти составляющие тщательно смешиваются и спутываются как в работах христианских и постхристианских исследователей, так и в писаниях самих иудеев, особенно приверженцев каббалы. А РПЦ вообще не имеет какого бы ни было собственного мнения на эту тему, чему свидетельство статья о душе в онлайновой "Православной энциклопедии", необыкновенно обширная, но представляющая собой лишь обзор разных воззрений так сказать от Адама до Карсавина с Лосским, будто после 50-х годов жизнь в церкви полностью остановилась.

Как я уже писал в "Символах Апокалипсиса", формально две первые "души" и разум имеют свое основание соответственно в:
1) периферической нервной системе, спинном мозге и древних структурах головного мозга;
2) базовых структурах головного мозга;
3) его новой коре.
Третья же "душа" является интегральной функцией всех трех предыдущих и, может быть, чего-то еще, до сих пор не открытого и не познанного, и даже, возможно, имеет некую связь с Творцом жизни. Естественно, это лишь грубая попытка классификации сложных и весьма древних понятий, которые очень сильно менялись на протяжении всей истории. Соответственно и деление мозга тоже чисто условно, уж слишком он сложен.

Представлять свою душу (или дух – тут путаница еще больше возрастает и часто они отождествляются) чем-то независимым от тела нас заставляет необыкновенно развитая у нас склонность нашего мышления опредмечивать (гипостазировать) наши абстрактные понятия и обращаться с ними так, как будто они реально и самостоятельно существуют вне нас. Да и древний мифологический анимизм, одушевляющий всю природу, жив и поныне. Это началось вовсе не с идеалиста Платона, а с ранних религий и не прекращается по сей день (дьявол, бесы, демоны, духи, души предков, астральные тела, "энергии Бога" и т.п.), хотя информационные аспекты как самой жизни, так и наших бесплотных "душ" уже давно прояснены массой исследований и исследователей.

"Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир". (Из интервью К.Юнга 11.05.45 г.)

Характерно, что даже у христианских учителей кроме утверждений, например, о дьяволе как источнике зла можно встретить и вполне здравые рассуждения: "Итак спрашивают: если зло и не есть нечто несотворенное, и не Богом сотворено, то откуда же имеет свою природу? А что зло существует, сего не будет отрицать никто из причастных жизни. Что же скажем на cиe? То, что зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия. ... Посему не ищи вовне начал тому, над чем сам ты господин, но знай, что зло, в собственном смысле взятое, получило начало в произвольных падениях" (Василий Великий. Беседы на шестоднев). Тем не менее эти здравые рассуждения утонули в море иных, совершенно противоположных интерпретаций (в том числе и самого Василия Великого).

Если же исходить из доступных нам на сегодня научных представлений, то наша "душа" (совокупность телесного, душевного и духовного) есть актуальный внутренний мир человека, видимый только ему, о котором другие могут только делать предположения, исходя из внешних проявлений. Кант, вероятно, один из первых всерьез заговорил об этом. Для нас самих это открытая (наполовину) книга, а для остальных – черный ящик. Этот мир назван актуальным потому, что это не застывший образ, а непрерывно совершающийся процесс в том смысле, в каком об этом говорили еще основоположники буддизма, рассуждая об анатмане.

В конце XX века произошли невероятные прорывы в области изучения мозга, разума и сознания, которые еще даже до конца не осознаны. Когда я в свое время узнал об экспериментах с разделенным мозгом, на меня это произвело огромное впечатление, я вдруг понял, как мало я знаю о том Великом Немом, который живет во мне, параллельно со мной и тоже претендует на свое понимание мира и обладание моим (нашим?) телом, эмоциями и чувствами. К сожалению, и психология, и другие науки уделяют мало внимания этому аспекту нашей природы, оставаясь на уровне столетней свежести представлений о сознании/подсознании. Кто-то знает о современных исследованиях на эту тему?

Посмертная участь всех аспектов души в разных религиях рассматривается совершенно по-разному, от Страшного Суда и направления ее рай или ад (вариант, геенна огненная, огненное озеро) в зороастризме и христианстве до беспрерывной смены тел, в которые она вселяется, либо окончательного разделения ее на составные части и упокоения в разных частях мироздания в современном раввинистическом и каббалистическом иудаизме. Фантазия человеческая неистощима. Но если не вдаваться в мистику и эзотерику, то реально для человека как личности все четыре составляющих исчезают во время его физической смерти. Остается ли что-то, хотя бы какая-то информация (грубо говоря, опыт и знания), которая не исчезает, а соединяется с Творцом (а может быть это что-то и соединено с ним неким каналом общения еще при жизни), для человека тайна, которую ему не дано знать. Кстати, некоторые еврейские мыслители рассматривают бессмертие души как достояние всего народа, а не личности: народ, обладая вечно длящейся историей, никогда не умирает; индивидуальная душа увековечивается в истории народа и приобретает реальное существование лишь в процессе непрерывного существования народа. Это куда более честный и надежный путь, требующий немалого духовного мужества и самоотверженности. Все-таки евреи – необыкновенно талантливый народ и иногда у них есть чему поучиться.

Такому недолговечному созданию как человек жизненно необходимо, чтобы его "я" не умирало насовсем, иначе исчезает смысл жизни, прежде всего, так тяжело дающейся нам нравственной жизни, и в особенности для современного человека – индивидуалиста и эгоцентриста, который потерял способность жить ради будущих поколений или ради выполнения неведомых нам планов неведомого и невидимого Творца, не желающего нам открыться. Человеку, чтобы жить полноценной жизнью, крайне важно преодолеть страх перед неизбежной смертью, представив ее лишь как переход к новой, еще лучшей жизни. Отсюда многочисленные попытки представить подобную будущую жизнь души (то ли второй, то ли третьей, то ли их интегральной функции), а представив, поверить в нее всецело и бесповоротно. Некоторые из этих попыток превратились в великие религии, каждая из которых, вполне возможно, имела свои откровения от Творца и Создателя рода человеческого (точнее, родов, уж очень мы все разные не только физически, но и по менталитету, ведь "кровь не вода"). Вот только откровения эти были поняты так, что иногда думаешь, что лучше бы они вообще не давались.

Получая откровения, и в дальнейшем пытаясь жить по запредельным для них заповедям и законам, предложенным свыше, люди совсем запутались в своих представлениях о божественном и человеческом, и чтобы хоть как-то выжить, всегда старались понемногу снижать и смягчать их, использовать самостоятельно измышленные нормы и законы для того, чтобы попытаться хоть как-то, обманом или острасткой, заставить самих себя быть нравственными, чему категорически сопротивляется наша плотская природа (первая "душа", да и вторая тоже).

Некоторым народам (точнее, их религиозным лидерам) лучшим способом показалось запугивание бесконечными мучениями и обещание блаженства рая после смерти (прежде всего зороастрийцам, а затем многое перенявшим у них грекам-христианам). Взять тот же Апокалипсис – та запредельная жуть, которую христианские редакторы добавили в оригинальный иудейский текст, несравнима ни с какими последующими реальными воплощениями мучений, до которых люди додумались и реализовали на протяжении своей печальной истории. И этот способ действительно оказался весьма действенным для усмирения диких невежественных масс, пришедших в движение во время очередного климатического катаклизма Средних веков, и даже на время заставил некоторых обратить внимание на духовные аспекты своей жизни. Но только некоторых и только на время, пока церковь еще имела авторитет и могла эффективно тормозить научно-технический прогресс. Как только власть церкви ослабела и человек, начав прицельно исследовать собственную природу, вдруг открыл, что она во многом идентична животной, а Бога-Творца можно вообще игнорировать при научном взгляде на мир, те желания и страсти, что до поры до времени копились в глубокой бездне нашей души (второй по счету) и удерживались религией, вырвались на свободу как дикие звери все круша и ломая. И по всему видно, что загнать их обратно уже не получится.

Когда анализируешь, что говорится в Новом Завете о жизни после смерти (невероятно противоречиво и откровенно списано с чужих религий), понимаешь, что все это – человеческие измышления, игры в прятки со смертью, каждый спасается от нее по-своему. Реально мы об этом ничего не знаем и знать не можем – и не должны. Об этом прежде всего говорит разноголосица в религиях и даже внутри религиозных течений. Меньше всего правы те, кто обещает ад и рай, ведь в этом случае получается, что мы либо запуганы, либо подкуплены Богом обещанием награды, но тогда мы либо рабы, либо наемники, а не люди со свободной волей, и делаем что приказано из страха или выгоды. Делай что нужно, соблюдай основные заповеди без всякого обещания воздаяния так, как подсказывает тебе твоя неподкупная совесть, и довольно с тебя. Вот это и есть духовная мудрость. Не можешь? Делай, что можешь, но делай. А то ведь некоторые даже уверены, что спасутся и уже спасены своей верой и они выше закона и необходимости как-то и в чем-то ограничивать себя. Вот только основные законы жизни человека как мыслящего (пока что далеко не разумного) социального существа действительно должны существовать, и они существуют. Их игнорирование ведет все человечество к духовной катастрофе.

Сегодня людям жизненно необходимо на новом уровне своих знаний и опыта постараться понять, что имелось в виду в тех первичных Откровениях, которые стоят за родившимися из них невнятными религиозными писаниями (причем, во всех религиях, взять хотя бы необыкновенно глубокое и актуальное буддийское понятие анатмана), очистив их от позднейших напластований человеческих измышлений, постаравшись проникнуть в их глубинную суть и обнаружить связь с Тем, кто их дал. Возможно, тогда мы сумеем понять и обуздать свою собственную природу и дать шанс Творцу продолжить эксперимент с этим весьма совершенным, необыкновенно даровитым, но недоделанным созданием, пусть даже сегодня это и кажется делом совершенно несбыточным.
Tags: Откровение, мозг, наука и религия, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments