?

Log in

No account? Create an account

Символы и знамения

Previous Entry Share Next Entry
Некий иудейский пророк...
Think
wampus_999
Этот текст представляет собой исключительно мой личный взгляд на проповедь пророка Иисуса, и не является попыткой пересмотра христианского учения или основ веры – к вере он не имеет никакого отношения. Это лишь попытка исследования документальных свидетельств, относящихся к историческим событиям I века н.э., а так же причин и следствий этих поистине эпохальных событий. Поэтому никакие претензии христиан будто я не понимаю евангелий или святоотеческого учения не принимаются.

Если собрать все те отрывочные сведения из Нового Завета (прежде всего евангелия от Матфея), из чудом сохранившихся апокрифических евангелий, посланий, деяний и редких упоминаний отцов церкви о первых иудео-христианах, которые касаются самого начала зарождения христианства (когда оно еще не называлось и не было христианством), раскрывается картина полностью противоречащая официальной версии его становления.

Начнем с того, что в общем-то общеизвестно: пророк, которого мы называем Иисусом (а то, что он именно пророк, он подтвердил сам, сказав о себе "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем", Мт.13:57), приходил только для того, чтобы призвать к возрождению один еврейский народ: "Я послан ТОЛЬКО к погибшим овцам дома Израилева" (Мт.15:24); "Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева"(Мт.10:5-6); и еще жестче: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мт.7:6), имея в виду язычников (аналогично Мт.15:26). То же самое и в евангелии эбионитов: "Я хочу, чтобы вы были двенадцатью апостолами для свидетельства Израилю" (Епифаний. Haeres. 30). Сведения о том, что он собирался проповедовать язычникам и посылал к ним своих учеников, явно более позднего происхождения и происходят из окружения эллинизированного еврея Павла, которого члены общины, происходившей от учеников Иисуса, эбиониты, откровенно ненавидели и считали отступником.

Зачем, с какой целью был послан новый пророк к иудеям? Чрезвычайно важно выяснить эти причины для того, чтобы понять события, происходившие впоследствии.

Еврейский народ, получивший за более чем тысячу лет до этого великие обетования и принявший из рук Творца Учение (Тору), которому он должен был следовать, не отклоняясь от него и ничего к нему не прибавляя, за века войн, плена, совместного проживания бок о бок с другими народами, а так же по причине необычайно развитого ума и живости характера настолько отклонился от завещанного ему Пути, что первоначальное Учение было буквально погребено под напластованиями позднейших человеческих измышлений, заимствований от других народов и произвольных толкований. Великая Тора (а это слово переводится именно как "Учение", а не "Закон") была "усовершенствована", многократно дополнена (появилась так называемая "устная Тора") и превращена в набор формально, педантично и бессмысленно выполняемых правил, норм и предписаний на все случаи жизни, в то, что сегодня называется емким термином карго-культ. Основа же, то главное, ради чего собственно нужно выполнять те или иные законы, и нужно ли, было окончательно забыто.

Новый пророк был послан напомнить иудеям, что Бог с самого начала требовал вовсе не жертвоприношений, ритуалов и буквоедского выполнения "закона", а только разумного и осмысленного исполнения главных заповедей в отношениях между людьми, следования духу, а не букве Торы ("Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого", Мк.7:8; "вы устранили заповедь Божию преданием вашим", Мт.15:6), причем все это должно исполняться не по принуждению, как внешний закон, а исходить из сердца – из искренней любви к Богу и людям (а не только к "ближнему"), ведь Царство Божие не на небесах, а в душе человека, пока он еще живет на земле и не умер. Только в таком случае это малое племя могло бы в дальнейшем стать путеводной звездой для всех остальных народов и привести их к лучшему будущему.

Иисус не сказал практически ничего нового, чего не было бы сказано прежними пророками, укорявшими евреев за отступления от Торы, только сконцентрировал это в необыкновенно емких изречениях и притчах. И главное, он сказал, что пришел не нарушить, а исполнить сказанное в Торе и у пророков (Мт.5:17), но исполнить не по букве, а по духу. То есть фактически Творец и Создатель, пославший его, планировал поставить духовно-нравственный эксперимент только на одном народе, как ему представлялось, наиболее подходящем для этого, и если он удастся, распространить его на весь остальной мир. Аналогичные эксперименты проводились и позже, вспомним возникновение ислама, протестантской церкви или даже социалистический эксперимент в России.

Если прислушаться к тому, за что клеймили апологеты христианства последователей Иисуса, эбионитов, прочесть то, что было написано в их евангелиях и в чудом сохранившихся сборниках "логий Иисуса", то речь шла о самых простых вещах – ни Богу ни людям не нужны никакие жертвоприношения, посты, молитвы, храмы, службы, жрецы и священнослужители, а нужна справедливость в отношении к ближнему и дальнему (Мт.7:12), реальное исполнение самых простых заповедей и чистое сердце (Мт.5:27-28; 15:10-20). В евангелии от Фомы, самом обширном сборнике логий, Иисус на вопрос учеников как им поститься, молиться и подавать милостыню отвечает "не лгите и того, что ненавидите, не делайте", и дальше о том, что все вышеперечисленное приводит к греху и злу. Многосложно регламентированной ритуальной чистоте иудеев, будто бы заповеданной им от Бога, Иисус противопоставлял чистоту внутреннюю – нравственную и духовную (притча о чашах в Мт.23:25-28; разговор с жрецом в оксиринхском папирусе 840). Заповедь о субботе вовсе не должна превращаться в запрет на делание добрых дел (Мт.12), а заповеди "возлюби ближнего", "не убий" и "не укради" должны исполняться не только по отношению к соплеменникам, но и ко всем людям (Мт.5:46-47). Если и подавать милостыню, следует делать это с большим рассуждением и тайно (Мт.6:1-4; Дидахе,1:6; Евангелие от Фомы,6,14). А если уж дана заповедь "не блуди", то и не придумывай способов, как бы ее обойти, сохранив видимость исполнения. В молитвах нет смысла, ведь Бог лучше тебя знает, что тебе потребно, а прославлять Бога лучше делами, а не вызубренными словами, не доходящими до сердца. Вся 5 глава Матфея говорит о том, что заповеди нужно соблюдать не формально и буквально, а разумно. Иисус говорит в нагорной проповеди (Мт.5:1-16), которая уже позже была составлена из отдельных логий Иисуса, что иудеи смогут называться сынами Божьими только если станут миротворцами.

Да, эти заповеди во многом были запредельны и неисполнимы (особенно заповедь "не можете служить Богу и маммоне"). Да, иудеев будут "поносить и гнать" (а какой народ не поносили и не гнали соседние народы? Войны были всегда). Но только доверие своему Богу, терпение, смирение, милосердие и любовь помогут им исполнить свою миссию и стать "солью земли" и "светом мира". Не надо ничего бояться и сомневаться, ведь их Бог избрал их в жертву за весь мир и обещал помочь им.

Но не сбылось. Иудейский народ недаром был назван Богом жестоковыйным, поэтому и участь очередного пророка оказалась подобна участи прежних. Мало того, сами иудеи еще больше утвердились на пути законничества и бездумного исполнения сначала 613, а потом уже и тысяч норм и предписаний, создав талмуд и каббалу, в которые уже откровенно включили все находки, которые они переняли у других народов и которые до этого существовали только в "устной Торе", да в апокрифических сочинениях и фольклоре. Как ни странно, там можно обнаружить и массу заимствований в том числе и из христианской религии. Даже первые, как их называют, иудео-христианские писания очень быстро наполнились мифологическими прибавлениями (прежде всего в связи с напряженным ожиданием прихода Мессии), не говоря уже о том, что ученики Иисуса вовсе не собирались отказываться от привычных ритуалов. И это не смотря на то, что на вопрос полезно обрезание или нет, "Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец породил бы их от их матери обрезанными, но истинное обрезание духом оказалось полезным" (Евангелие от Фомы, 53).

Почему так произошло? Почему иудеи не стали слушать пророка, хотя и знали из своей истории, что это обычно плохо кончается? Дело в том что еврейскому народу от Творца перепал самый ценный дар – необыкновенные умственные способности и деловые качества (это обыграно в мифе о Соломоне). Но вместо того, чтобы использовать его во благо, евреи возгордились и поставили все остальные народы ниже себя. Вместо того, чтобы стать примером и светочем для всего мира, они сочли, что раз уж они такие обласканные Богом, то высокие нравственные заповеди относятся только к внутриплеменным отношениям, а остальные народы Бог сам покорит под их ноги, и те придут и поклонятся им, признав свое подчиненное рабское положение. Поэтому они стремились переписывать и дополнять свое писание и предание в соответствии с тем как они оценивали себя, а не тем, что ждал от них Творец. Это весьма печальная история. Поэтому нового пророка они вообще почти не заметили и проигнорировали.

И тут совершилась совершенно невероятная вещь – призыв пророка Иисуса был услышан другими народами. Как вирус, вырвавшийся из строго охраняемой научной лаборатории, новая религия с необыкновенной быстротой распространилась по всей Земле. Была ли это очередная попытка Творца исправить пути человеческие, или это была тайная идеологическая диверсия римлян против бунтующих евреев, или все-таки внезапное озарение Савла-Павла было лишь пароксизмом его необыкновенно одаренной харизматической личности, но именно благодаря ему новое "старое" учение вдруг выплеснулось за пределы узкой еврейской общины и в результате захватило весь мир. Вот только одна беда – это было уже совсем другое учение...

Языческий, прежде всего греко-римский мир, воспитанный на многобожии, дуализме, героях и императорах, рождающихся от богов и возносящихся на небо, не мог признать спасителем нищего иудейского пророка, умершего в безвестности на задворках Империи, – он был просто обречен стать всемогущим богом, родившимся от бога. И лучше всего на роль моста между монотеистами-иудеями и многобожниками-язычниками подошел харизматичный эллинизированный иудей Павел, на посланиях которого и зиждется учение земной христианской церкви. В результате языческий мир победил, и вот уже не еврейский пророк и учитель Иисус, а всемогущий Мессия и Бог Христос говорит иудеям: "Ваш отец диавол... вы не из овец Моих... есть у Меня и другие овцы" (Ин.8:44; 10:16,26). Так было положено начало небывалой циничной подмене слов и дел пророка на нечто совершенно противоположное.

Но чтобы подчинить самые разные народы и повести их в одном направлении потребовались совсем другие методы, нежели те, что проповедовал Иисус. Для Римской империи, в которой как в огромном котле варились десятки народов, потребовался синтез всех религий, где только были заметны прорывы за пределы обыденного человеческого естества, чтобы подвигнуть человека справиться со своей полуживотной природой и не дать ему окончательно погибнуть от обуревающих его соблазнов, низменных страстей и желаний, поставить его еще хотя бы на одну ступеньку выше животного мира. В новую религию вошло все: вера, дуализм и эсхатология зороастризма, обряды митраизма, медитации и монашество буддизма, египетские таинства, мистерии и некромантия, эллинистическая философия, римское стремление к унификации всех народов и вера в возможность обожествления человека, ну и главное – единобожие, мессианство и древние писания иудаизма. Но все это было аккуратно скрыто за ювелирно отделанным фасадом евангелий, украшенных драгоценными камнями изречений пророка. Причем христианство стало не синкретической комбинацией прежних культов, несовместимых и противоречивших друг другу, а совершенно новой религией, принципиально отличной от всех предшествовавших и идеально подошедшей для переживавшей кризис идентичности греко-римской цивилизации. Для этого все источники, даже само иудейское писание, были максимально дискредитированы, чтобы представить, что все возвещенное Христом (не Иисусом, а именно Христом) является абсолютно новым словом от Бога, сошедшего с неба на землю и ставшего человеком.

Самое удивительное, что сам Павел (точнее его прототип, т.к. его послания – лишь литературно обработанные древние источники, созданные по тому же принципу, что и евангелия) был категорически против обожествления Иисуса, и считал его только обещанным иудейскими апокрифами и преданиями Мессией-Христом, иначе откуда родились такие слова: "называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку" (Рим.1:22-23)? И почему он и другие апостолы многократно (17 упоминаний!) говорят, что Иисус не сам воскрес, а "Бог отцов наших воскресил Иисуса", "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (Деян.2:24,32; 3:15; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30,34,37; 1Пет.1:21; Рим.4:24; 8:11; 10:9; 1Кор.6:14; 15:15; Кол.2:12; 1Фесс.1:10; 1Тим.6:16)? И почему Иаков в послании говорит "Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам" (Иак.5:6)? То есть и Павел, и ученики Иисуса имели вполне иудейское бескомпромиссно монотеистическое представление о Боге и считали Иисуса человеком. Все эти новые идеи о чудесном рождении Сына Божьего и Бога были добавлены в "модернизированное" учение гораздо позже.

Подобный же взгляд на Иисуса как на человека, не допускающий и тени его обожествления или чудесного рождения, мы находим и в ранних иудео-христианских евангелиях (назореев, евреев, эбионитов), выдержки из которых сохранились в трудах христианских апологетов, на что они специально указывали как на ересь, и ранних доктринальных произведениях вроде Дидахе. Стоит задуматься, кто лучше знал жизнь и учение Пророка – те евреи, которым довелось его видеть и слышать, или некие люди, жившие совсем в другое время и в других странах, по большей части не имевшие отношения к иудейской религии и традиции? Но христианская церковь утверждает, что вчерашние язычники, жившие порой на сотни лет позже Пророка, знали о нем и сути его проповеди гораздо больше реальных свидетелей. Поражает настойчивость и изворотливость христиан, сумевших даже при таком обилии противоположных мнений протащить идею богочеловека. Без сомнения, среди них были не только безграмотные простецы, как это утверждают христиане, но и весьма образованные и очень хорошо знающие не только религию и философию, но и человеческую психологию профессиональные идеологи.

Беспокойство об искажении учения пророка отразилось и в не признанном церковью (еще бы!) Послании апостола Петра к Иакову: "Они же, не знаю какой скрытый вкладывая смысл в слышанные от меня слова, начали истолковывать их лучше меня, им говорившего, выдавая тем, кого они научают, за мои поучения то, чего у меня и в мыслях не было. Если же они дерзают так лгать еще при моей жизни, насколько более после меня будут дерзать те, кто будут после меня? И чтобы не случилось этого, потому я и молился и умолял, никому – ни ближнему, ни чужеземцу, не выдавать те свитки моих проповедей, что я послал тебе, пока не вышла эта опасность". Причем, не без оснований предполагается, что Петр имел в виду Павла!

Еще один интересный вопрос, откуда произошла история о воскресении Иисуса после казни? По всей видимости, дело в том, что он сам неоднократно говорил о воскрешении мертвых. Вот только говорил он не об умерших физической смертью, а о мертвых духовно, не забываем, что он большей частью проповедовал с помощью аллегорий и притч. Духовная смерть – это распад, разрушение и окончательное исчезновение в душе человека последних остатков его нравственной и духовной жизни, когда по слову Иисуса человек уподобляется гробу красиво покрашенному, а внутри у него мертвые кости и тлен (Мт.23:27). Эти строки не об иудейских фарисеях, а об общей духовной болезни, присущей большинству людей. В стихах Мт.8:22;23:27; Лк.15:24,32; 1Пет.4:6; Рим.6:13; Еф.2:1-5; Откр.3:1 говорится о мертвых еще при жизни, то есть о духовно мертвых, а так же о возможности их воскресения тоже еще при жизни. Но христиане, точнее, вчерашние язычники, по обыкновению восприняли эти слова максимально телесно, так же как в свое время апостолы отреагировали на слова Иисуса о закваске фарисейской – "хлебов мы не взяли" (Мт.16:5-12). А впоследствии они так же "материализовали" и призыв Иисуса причащаться его тела и крови, хотя это тоже была притча, просто он не успел объяснить ее апостолам по объективным причинам. Духовная смерть в Апокалипсисе названа второй смертью (хотя и совершается раньше первой, физической), но в последних главах (Откр.20:14; 21:8) более поздним христианским редактором была сделана попытка перенести эту смерть на посмертную участь человека и представить ее как бесконечное мучение в огненном озере. Но это уже совсем другая история.

Так что вполне вероятно, что реальный пророк Иисус вовсе не был казнен, и его "воскресение" может быть связано с тем, что он по каким-то причинам покинул общину (не исключено, что в связи с арестом), но через какое-то время дал знать о себе через кого-то из ее членов, а впоследствии отдельные факты и слухи о его смерти и спасении обросли мифологическими подробностями.

* * *

Мы не будем здесь обсуждать общеизвестные факты о плохом знании составителями канонических евангелий религиозных воззрений иудеев, их традиций и образа жизни, топографии Палестины, многочисленных анахронизмах, цитирование Ветхого Завета исключительно по Септуагинте (в иудео-христианских евангелиях все цитаты были из еврейского подлинника), введении дьявола, о котором иудеи понятия не имели, проблемах с женским родом слова "дух", запрете крови для иудеев (причастие!) и прочие грубейшие ошибки. Сказанного довольно. Даже поверхностный анализ древних документов подтверждает мысль о том, что Иисуса, который проповедует со страниц евангелий, действительно не было на свете, но был другой, который явился как сияющая звезда с неба и исчез, разбившись на искры, которые мы сегодня находим на страницах тех же евангелий и редких, чудом сохранившихся писаний, которые по недосмотру не были уничтожены христианскими апологетами. Жаль, что в наше время это имеет только историческое значение.

Тем не менее, этим дело не кончилось. О трагических последствиях возникновения и широчайшего распространения новой религии было заранее объявлено другому (а возможно и тому же) пророку, записавшему последнее Откровение от Творца, известное нам как Апокалипсис. Вот только и с этим писанием христиане умудрились поработать так, что оно до сих пор остается "книгой за семью печатями".


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Дополнительно следует отнести к категории: История.

Что-то пошло не так.

Шалишь, козлик )))
Делай, что говорят.

Задним числом переписанные и вычещенные письменные источники, утвержденные на Никейском соборе (кажется), а следовательно политически полезные на тот момент, могут ли являться отправной точкой для исследования?

Историчность данного актора также под сомнением (не только моим)

Если вы про канонические тексты НЗ, это конечно. Но ничто не писалось полностью заново и на пустом месте, христианским апологетам позарез нужны были древние тексты, даже не слишком соответствующие их взглядам, для того, чтобы иметь авторитет. Иначе линия Тертуллиана и проч. победила бы, и ВЗ был бы выброшен на свалку. Остался даже Апокалипсис, но для этого его пришлось вдвое разбавить своими домыслами.
Тут нужны тщательные "археологические раскопки" текстов, снятие поздних набросов слой за слоем. На Западе худо-бедно этим занимаются, компьютерные технологии очень помогают. Да и вообще, иудейские тексты достаточно легко определяются, слишком уж все иное у них в отличие от греко-римлян – менталитет, традиции, язык, грамматика и т.п.
Правда, следует иметь в виду, что поздние иудейские писатели были сильно заражены и зороастрийством, и эллинством, и бог знает чем еще. Задачка не из простых. Но мы не ищем легких дорог )))


Тогда, возможно, придется уйти в клинопись, какие аллюзии перешли в древнееврейские тексты, а какие автохтонные. Задача сложная, с прицелом на будущее - какое ядро религии будет формироваться в будущем, если принять тезис о том, что религии - ответ социуму на вопросы современной и будущей жизни, подпорка власти

  • 1