?

Log in

No account? Create an account

Символы и знамения

Previous Entry Share Next Entry
Мифы книги Бытия
Think
wampus_999
Те, кто решился прочесть мой объемистый и, возможно, невразумительный труд с толкованием первой главы книги Бытия, в курсе, что я особо выделил эту главу как несомненное откровение от Творца и Создателя жизни на Земле, а о дальнейших текстах книги Бытия сказал лишь вскользь. Я немножко дополнил часть, касающуюся последующих глав, и выношу сюда, может быть кто-то тоже увидит в этих рассуждениях зерно истины.

Начиная с 4 стиха 2 главы мы видим уже совсем другой текст, написанный другим автором, и отличающийся как стилем изложения (религиозно-мифологическим), так и использованием иного имени Бога – переводимого обычно как "Господь Бог". Было – אלהים (элохим), стало – יהוה אלהים (адонай элохим). Адонай – это тетраграмматон, непроизносимое "подлинное" имя Бога у евреев, которое по-русски принято писать "Яхве", или "Иегова". Следует особо отметить, что элохим – это имя нарицательное (корень "эл" встречается у многих народов, отсюда "Аллах"), Бог-Творец как таковой, а вот Адонай – имя собственное, данное евреями "своему" Богу, одному из многих богов других народов.

Сразу бросаются в глаза капитальнейшие противоречия между первой и второй (и последующими) главами. В первой главе Творец сначала задумывает и разрабатывает проект биологической жизни на Земле, причем сначала "творит" (то есть, изобретает, придумывает, но еще не создает) растения и животных (причем, описано это на удивление реалистично и достоверно), а затем – человека как вид, причем сразу же как мужчину и женщину. Далее он называет человека "адам", то есть "землянин", живое существо планеты Земля, которое должно стать разумным, если конечно не уничтожит себя раньше времени. И главное, он благословляет его, говоря "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (а до этого благословляет животных).

Во второй же главе Адама, конкретного человека с таким именем собственным, Бог уже не творит, а буквально "лепит" из земли (глины) – вполне ремесленный мотив из мифов Древнего Востока – и затем только создает растения и животных (без разделения на мужские и женские особи и размножения?). Потом он задумывается о помощнике Адаму, разделяет его на мужчину и женщину и в конце концов вместо благословения насылает на них проклятие в виде размножения в тяжких муках. И все творения на Земле тоже проклинает, делит по полам (невольный каламбур) и заставляет размножаться. Можно ли это как-то согласовать? Вопрос риторический, ни иудеи, ни христиане никак не связывают первую и вторую главы, рассматривая их изолированно, вырывая отдельные цитаты и произвольно толкуя их.

Книга Бытия явно представляет собой компиляцию произведений, созданных в разное время и разными людьми. Это проявляется так же и в том, что в 5-9 главах именование Бога Элохим снова возвращается, а начиная с 14 главы, появляется новое – אל עליון (эль элион) – Бог Всевышний. Но все эти дальнейшие главы уже совсем о другом.

К сожалению, о создании жизни уже на реальной нашей Земле Творец сведений не оставил – этот путь оказался чрезвычайно длителен и тяжел, полон проб и ошибок, вплоть до сегодняшнего дня. В частности, пришлось допустить существование плотоядных и хищных животных (должен же кто-то утилизировать и контролировать численность не только растений, но и животных), а это впоследствии весьма дурно сказалось на нравственности человека, не останавливающегося ни перед какой жестокостью и убийством. Недаром дальше сказано: "и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6). Эксперимент был продолжен. Однако впоследствии, чтобы не оставлять нас совсем уж в неведении, Творец все-таки дал человечеству еще одно Откровение – о последних веках его существования.

Тем не менее, нельзя утверждать, что все дальнейшие письмена не имеют к реальному созданию человека какого-либо отношения, раз это всего лишь миф. Ведь как и всякий другой миф, пришедший к нам из глубины веков, он отражает объективную реальность, т.к. символически говорит о тех проблемах, прежде всего моральных и нравственных, которые возникли у человека после того, как у него появилось сознание и самосознание (ведь именно это и сделало его человеком, а не умение изготавливать орудия). Он вполне достоверно описывает становление внутреннего душевного и духовного мира человека, его восприятие окружающего, отношения с Творцом и внутреннюю борьбу добра и зла в его сердце, показывает как со временем все более разрастающееся "Я" начинает подавлять и разрушать прежнее "МЫ" как единство человека и природы, а впоследствии и единство человеческого сообщества, ставя его на грань атомизации и самоуничтожения. Некоторые догадки весьма любопытны и глубоки, и наводят на мысль, что возможно и здесь не обошлось без "подглядывания" в лабораторию Творца, либо его откровений.

Вспомним, например, упомянутое раскаяние Бога, в какой-то момент осознавшего, сколь тяжел и бесплоден будет дальнейший путь, который неизбежно закончится тупиком. Или причину изгнания из рая, весьма серьезную, но которая была впоследствии перетолкована христианами совсем не так, как представляли это иудеи и что имелось в виду на самом деле (это изгнание происходит с нами постоянно, во все времена, это миф, раскрывающий сущность нашей природы и необратимость времени, и оно для нас скорее благо чем зло). Или возьмем историю создания Евы из ребра Адама: почему-то у женщины две полноценных Х-хромосомы, а у мужчины вместо одной из них какой-то мелкий обрубок – Y-хромосома, как будто что-то изъято. И слова Бога: "не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника" – ведь эта мысль, скорее всего, посетила его еще до создания живого мира, и он заранее предусмотрел половое размножение.

Когда змей соблазнял Еву, говоря "Будете как Бог (Элохим), знающий добро и зло" (именно так в еврейском тексте), он тем самым говорил: "вы будете не только образом, но и подобием Бога" (но не богами!). Здесь начало всех магических практик – воровства того, что не заповедано. Ведь только Творец, стоящий над добром и злом, и над человечеством в целом, знает, что для его творения хорошо и что плохо. Человек же в этом пластается, и подняться над своей плотской природой не в состоянии, как бы он ни "обожился". Фактически в мифе о поедании плода от древа познания отражено возникновение мышления и самосознания, то есть выделение человека из мира животных, которые не в состоянии осознавать свои поступки и себя как личность, а далее неизбежное осознание своей собственной смертности, которого животные тоже лишены.

Первоначально человек только "узнавал" мир и давал ему названия (2:19) – это первый период, состоявший в возникновении и развитии речи – жизнь в "раю", чуть выше уровнем, чем животные. По мере же развития речи произошла диссоциация, и названия разделились на значение и смысл. Тут уже началось познание смысла всего существующего и своей собственной жизни, что и можно считать древом познания. Добро/зло – это лишь малая часть знания, причем змей действительно обманул – ведь человек не в состоянии оперативно различать добро и зло, но может судить о них только по результатам событий, ибо не способен предвидеть отдаленных последствий своих и чужих поступков. В результате жизнь в простоте, в раю закончилась и началась жестокая, реальная и вполне осознанная борьба за существование.

Совершенно не понят и миф о Каине и Авеле. Если рассматривать его символическое значение, то оба они – один человек в его постепенном росте и взрослении. Авель – детство человечества в единстве с природой и животными, человек, еще почти не осознающий себя как нечто отличное и отдельное от них, наивный, не знающий лжи и зависти. Он если и зол и буен, то по неведению, непредумышленно. Он еще только красивый цветок, а какой будет плод, еще не известно. Каин – человек повзрослевший, познавший себя и жестокий окружающий мир, в котором ему предстоит выживать без клыков и когтей с одним слабым разумом. Осознавший свое место в мире и поневоле задумавшийся, почему он не понравился Богу и почему тот так жесток к нему, оставив без помощи, а труд его по большей части приносит ему лишь волчцы и тернии. Недаром Авель – скотовод, дитя природы, а Каин – земледелец, ведь именно последнему прежде всего нужен технический прогресс для облегчения его тяжкого труда, часто оказывающегося бесплодным. Причина неприятия жертвы не объяснена, догадывайся как хочешь и можешь, сказано только что он "не делает доброго" и должен властвовать над своими страстями, то есть сам себя исправить.

Кто-то скажет, что ведь первым родился Каин, а не Авель, но в том то и суть, что в мифе дело не в первенстве, а в возрасте – Каин старше. Авель в душе человека неизбежно должен был умереть и смениться Каином, который видит себя проклятым и оставленным Богом и вынужден сам догадываться как угодить этому немилостивому хозяину, раз уж от него невозможно избавиться. Отсюда и многочисленные обряды, жертвы, надрывная, льстивая апология Совершенного Бога в Писаниях и надежды на приход Спасителя (от кого, от него же?). Вот только вряд ли сам Творец проклинал за все это человека, это уже домыслы тех, кто не мог объять необъятного – замыслов самого Творца о человеке. Для Творца могла стать печальной неожиданностью такая трансформация и тупиковость ситуации.

Есть ли у нас надежды на какие-то перемены? Каждый человек до сих пор рождается Авелем, но очень быстро общество перевоспитывает его, убивает в нем все непосредственное, наивное и доброе, и превращает в жестокого, расчетливого и рационального Каина. Для этого должен измениться внутренне сам человек. Тем не менее, как ни странно, нынешнее поколение наших детей вдруг резко изменилось, причем так, что приводит в смятение не только своих родителей, но и политиков, экономистов и ученых – новые поколения не хотят взрослеть и перенимать от нас то, что мы считаем главными достоинствами современного взрослого и ответственного человека, устраивающего свою жизнь по общепринятым лекалам. И трудно сказать к чему приведет эта внезапная остановка в развитии (ученые называют такое явление неотенией). Тем более, что в мифе сказано – Каина никто не убьет. Дальше Каина мы развиться не можем, дальше только старость и умирание. Родится ли новый Сиф, на потомка которого, нового Ноя, сможет воззреть Творец без содрогания – большой вопрос.

Но все эти последующие главы – это уже самый последний этап создания человека, тот момент, когда человек, наконец, обрел разум, но разумным и мудрым так и не стал, а Создатель вживе увидел, что же в результате у него получилось, "и восскорбел в сердце Своем". Дальше люди будут продолжать жить и творить свою историю, а Творец обдумывать их путь и где-то по возможности поправлять его и саму человеческую природу.

В этих текстах людям было передано знание о них самих и их связи с Творцом и Создателем, но они их не поняли и соорудили вокруг непонятных символических образов культ, который со временем, когда окончательно были забыты первоначальные смыслы, превратился в карго-культ. А после появления Апокалипсиса с его беспощадным окончательным анализом последнего творения, вся эта мифология и ее толкования вообще ушли в прошлое и имеют лишь историческое значение, как древние окаменелости в музее естественной истории.












  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Животные, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Сам ты... животное )

  • 1