?

Log in

No account? Create an account

Символы и знамения

Previous Entry Share Next Entry
Пророк
Think
wampus_999
Еще одна удивительная картина открылась в длинном ряду безуспешных попыток художников отобразить сущность и смысл пророческих символических видений (за что большая благодарность Шакко, почему-то вытащившей на свет именно это произведение малоизвестного в России белорусского художника Язепа Дроздовича). Собственно, на мой взгляд это пока лишь вторая картина, где художник как бы превзошел самого себя и выразил то, что, возможно, и сам не совсем понимал. А первым и непревзойденным образцом такого рода творений мне видится "Видение св. Иоанна на Патмосе" Этель Браун. Этой картиной я проиллюстрировал первую главу Откровения Иоанна в работе "Символы Апокалипсиса", где постарался объяснить, что я в ней вижу.



Пророк. Худ. Я. Дроздович. 1931.

Здесь мы видим, что пророк стоит в каком-то тускло освещенном подземелье и через него внезапно исходит свет некой иной реальности, так что сам человек практически исчезает и остается только то, что должно быть через него явлено – Путь жизни. Дело в том, что мышление обычного человека по большей части заперто в непроницаемых для внешнего духовного света стенах собственного рассудка и здравого смысла, которые и изображены на картине. И только избранным пророкам открывается "вид сверху" на жизнь человечества, его духовную историю и смысл всего совершающегося. На той высоте, на которой они оказываются, им уже не мешают ни стены, выстроенные из увесистых камней догматов, учений и авторитетных мнений, ни темный и запутанный лес преданий и писаний, ни страх перед возможным конфликтом с мнениями и авторитетом святых отцов... Он видит открывшееся ему и пытается передать нам тем языком, который ему доступен.

В довольно куцем обсуждении поста Шакко некоторым не понравилось, что на полотне изображено лицо пророка, вот только без него, во-первых, это была бы просто дыра в стене, а во-вторых, художник обязательно должен был показать глаза – ими пророк вглядывается туда, куда нам нет доступа, и его уста, которыми он передает нам увиденное. Его глазами мы видим невидимое и слова его уст должны постараться понять и принять.

Характерно, что остальные творения Я.Дроздовича не идут ни в какое сравнение с этой картиной (я говорю вовсе не об их художественных достоинствах, т.к. не специалист), но и ее достаточно, чтобы воздать ему должное. Чаще всего так и бывает – вот и у Этель Браун это единственная картина такого рода (и, кстати, она тоже была обнаружена в блоге shakko_kitsune):

Ethel Isadore Brown Vision de Saint Jean a Patmos.jpg


P.S. Добавлю кратко о том, почему я не считаю большинство остальных произведений даже великих живописцев стоящими обсуждения в этом ключе (речь, повторяю, не о художественных достоинствах). Дело в том, что по большей части полотна, изображающие пророков и пророческие видения, являют собой лишь примитивную и поверхностную иллюстрацию этих мистических озарений. Никому не удается проникнуть в их суть и показать, что стоит ЗА этими видениями. Для этого художнику требуется самому стать отчасти пророком и изобразить то, за что этих пророков гнали и перепиливали деревянными пилами, а может быть и самому быть готовым подвергнуться их участи.

Пожалуй, третьей картиной, которая производит на меня большое впечатление, является "Христос в пустыне" И.Н. Крамского. В ней нет ничего наносного, того, что христианские апологеты с готовностью дописывали двумя руками в первые записи евангелий, как говорил Цельс. Здесь нет ни дьявола, ни чудес, ни стекающихся к пророку толп, но изображен только сам пророк, а так же крайняя, предельная степень его одиночества, непонятости и предчувствия катастрофы. Пальцы рук его судорожно сплетены, а в лике нет ничего благостного и вдохновенного, что так любят изображать художники. Наоборот, он как бы уже созерцает образы откровений Апокалипсиса. Недаром сам художник, выставив свою картину, подходил к людям и спрашивал, что же они в ней видят, как бы пытаясь сам понять, что же он такое написал.




  • 1
К теме. Недавно увидел небольшую статью, где предполагается, что откровения в средние века рассматривались примерно также как и другие восприятия.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ: НА МАТЕРИАЛЕ "ОТКРОВЕНИЙ" СВЯТОЙ БРИГИТТЫ ШВЕДСКОЙ
Першин Я.В.
Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 95-97.

Спасибо. Что касается самой Биргитты, там явное продолжение политики религиозными средствами, вполне легитимное в то время. Недаром к ее откровениям отнеслись так серьезно.
А вот деление видений на духовные и умозрительные вполне имеет право на существование. Духовное видение, каковым, например, было Откровение Иоанна, вовсе не обязательно должно быть понятым тайновидцем, его смысл может раскрыться много позже, даже через тысячи лет, когда сложатся соответствующие обстоятельства, и оно просто должно быть как можно точнее записано. Умозрительное же (интеллектуальное) являет уже готовый смысл и понимание, но зато его нужно еще облечь в верные слова, что не так-то просто. В случае Биргитты наблюдается именно второй тип восприятия (безотносительно, является ли это откровением или, скорее, работой экзальтированного ума).

Добавил третью картину.

  • 1