?

Log in

No account? Create an account

Символы и знамения

Previous Entry Share Next Entry
О мистическом опыте
Think
wampus_999
Случайно обнаружил любопытный обзор книги "Тайна Бога и наука о мозге: нейробиология веры и религиозного опыта" у amarinn. Всё о мистическом опыте и попытки его интерпретации через психофизиологию. Обязательно надо будет почитать.

Необыкновенно интересная подборка фактов по теме (но не всегда фактов, например, утверждения о недостаточной реалистичности и, так сказать, моносенсорности галлюцинаций у психотиков абсолютно неверны). Две вещи сразу зацепили. Первое, что поражает, полное совпадение между переживанием ощущений и галлюцинаций у мистиков и психотиков и, соответственно, при клинической смерти и сенсорной депривации (в одном случае радостные и умиротворяющие и в другом жуткие), тут есть важная связь. Второе, особенности мистических переживаний заставляют вспомнить о различиях в функциональности полушарий мозга – рациональность-интуитивность, аналитичность-целостность, вербальность-невербальность.

Такое впечатление, что во время мистического опыта доминирующее логически-рациональное левое полушарие подавляется и открывается какой-то шлюз в сознание из правого – немого и работающего на уровне непосредственного целостного восприятия и символики. А у обычного человека эта информация попадает в левое полушарие через комиссуры и подвергается обработке множеством перекодировщиков и фильтров: речевым, аналитическим, логическим, моральным, здравого смысла и т.п., в результате чего превращается в нечто достаточно удобоваримое, но потерявшее изначальный вид и содержание (примерно как китайские блюда, в которых невозможно понять, из чего они приготовлены).

На мой (непрофессиональный) взгляд, отмеченная разница в переживаниях, возможно, связана с различной степенью активации структур правого и левого полушарий, отвечающих за эмоциональные переживания, как глубоких (миндалины), так и корковых (лобные доли). Как известно, правосторонние отвечают соответственно за страх и депрессию, а левосторонние – за радость и эйфорию (все это очень точно и достоверно исследовано). По всей видимости, при мистических переживаниях, не связанных с патологией, отключаются только фильтры, но чрезмерной активации правополушарных структур не происходит. Наоборот, при этом одновременно активизируется левая миндалина, что может быть связано с тем, что в подсознании уже сформирована установка на то, что переживания небесного могут быть только радостными).

А вот при сенсорной депривации могут происходить совершенно иные процессы. Тут у меня есть интересное сравнение с микрофоном. Мозг заточен на непрерывное и опережающее создание внутренней картины мира и ее сравнение с внешним сигналом от органов чувств, поэтому максимальное ограничение в подаче информации извне при сенсорной депривации приводит к тому, что обратная связь подменяется внутренним сигналом, создаваемым самим мозгом. А он, как известно, может создавать необыкновенно реалистичные картины, абсолютно неотличимые от реальности. Без внешних стимулов и сравнения внутреннего образа мира с внешним мозг впадает в самовозбуждение, как бывает при возникновении обратной связи с микрофоном, поднесенным к динамику, т.к. на вход для сравнения начинает подаваться не ожидаемая внешняя информация, а внутренняя. При этом неизбежно активизируются именно низкоуровневые древние структуры, связанные со страхом, т.к. подобная ситуация выглядит пугающей (например, ощущение падения из-за отсутствия сигналов от тактильных рецепторов, осознаваемые галлюцинации в здравом разуме и т.п.), а они уже по принципу обратной связи начинают определять и содержание видений. При всякого рода неполном и управляемом ограничении коммуникации с внешним миром (медитации, одиночное заключение, исихастские и прочие практики) подобного не происходит, т.к. органы чувств в фоне продолжают воспринимать сигналы от внешнего мира, поэтому реакция может быть более благоприятной (но, как отмечается, не всегда).

Достаточно понятны и отмеченные в исследованиях факты, "что в целом наличие духовных и мистических переживаний даже умеренной интенсивности ассоциируется с показателями общего психического здоровья, которые превышают средний уровень, что выражается в лучшем качестве межличностных отношений, более низком уровне тревоги, более четкой идентичности, более сильной заботе о других и более позитивном взгляде на жизнь в целом". Уверенность в наличии духовного мира, сочетаясь с такой же уверенностью в бессмертии души, дает человеку спокойствие и надежду (смерть лишь переход и преображение), придает смысл всему его земному существованию, каким бы тяжким оно ни было. Человеку, надеющемуся на воздаяние за гробом (тем более уверенному в этом), гораздо легче переносить любые трудности и страдания и соблюдать моральные нормы и нравственные императивы.

Откровенно говоря, очень грустно, что наука вынуждена разоблачать подобные воззрения мистически и религиозно настроенных людей, ведь тем самым она лишает их реальной и надежной нравственной опоры. Хотя в последнее время даже мистик поневоле вынужден задумываться, почему у разных народов соответствующие переживания так различаются, и китаец никогда не увидит в них Бога, Христа, ангелов или Николу-угодника, а европеец богиню Аматерасу или Кали. Кстати, что там с предсмертными видениями у китайцев? Кого и что видят они?