Георгий Васильев (wampus_999) wrote,
Георгий Васильев
wampus_999

Category:

О мистическом опыте

Случайно обнаружил любопытный обзор книги "Тайна Бога и наука о мозге: нейробиология веры и религиозного опыта" у amarinn. Всё о мистическом опыте и попытки его интерпретации через психофизиологию. Обязательно надо будет почитать.

Необыкновенно интересная подборка фактов по теме (но не всегда фактов, например, утверждения о недостаточной реалистичности и, так сказать, моносенсорности галлюцинаций у психотиков абсолютно неверны). Две вещи сразу зацепили. Первое, что поражает, полное совпадение между переживанием ощущений и галлюцинаций у мистиков и психотиков и, соответственно, при клинической смерти и сенсорной депривации (в одном случае радостные и умиротворяющие и в другом жуткие), тут есть важная связь. Второе, особенности мистических переживаний заставляют вспомнить о различиях в функциональности полушарий мозга – рациональность-интуитивность, аналитичность-целостность, вербальность-невербальность.

Такое впечатление, что во время мистического опыта доминирующее логически-рациональное левое полушарие подавляется и открывается какой-то шлюз в сознание из правого – немого и работающего на уровне непосредственного целостного восприятия и символики. А у обычного человека эта информация попадает в левое полушарие через комиссуры и подвергается обработке множеством перекодировщиков и фильтров: речевым, аналитическим, логическим, моральным, здравого смысла и т.п., в результате чего превращается в нечто достаточно удобоваримое, но потерявшее изначальный вид и содержание (примерно как китайские блюда, в которых невозможно понять, из чего они приготовлены).

На мой (непрофессиональный) взгляд, отмеченная разница в переживаниях, возможно, связана с различной степенью активации структур правого и левого полушарий, отвечающих за эмоциональные переживания, как глубоких (миндалины), так и корковых (лобные доли). Как известно, правосторонние отвечают соответственно за страх и депрессию, а левосторонние – за радость и эйфорию (все это очень точно и достоверно исследовано). По всей видимости, при мистических переживаниях, не связанных с патологией, отключаются только фильтры, но чрезмерной активации правополушарных структур не происходит. Наоборот, при этом одновременно активизируется левая миндалина, что может быть связано с тем, что в подсознании уже сформирована установка на то, что переживания небесного могут быть только радостными).

А вот при сенсорной депривации могут происходить совершенно иные процессы. Тут у меня есть интересное сравнение с микрофоном. Мозг заточен на непрерывное и опережающее создание внутренней картины мира и ее сравнение с внешним сигналом от органов чувств, поэтому максимальное ограничение в подаче информации извне при сенсорной депривации приводит к тому, что обратная связь подменяется внутренним сигналом, создаваемым самим мозгом. А он, как известно, может создавать необыкновенно реалистичные картины, абсолютно неотличимые от реальности. Без внешних стимулов и сравнения внутреннего образа мира с внешним мозг впадает в самовозбуждение, как бывает при возникновении обратной связи с микрофоном, поднесенным к динамику, т.к. на вход для сравнения начинает подаваться не ожидаемая внешняя информация, а внутренняя. При этом неизбежно активизируются именно низкоуровневые древние структуры, связанные со страхом, т.к. подобная ситуация выглядит пугающей (например, ощущение падения из-за отсутствия сигналов от тактильных рецепторов, осознаваемые галлюцинации в здравом разуме и т.п.), а они уже по принципу обратной связи начинают определять и содержание видений. При всякого рода неполном и управляемом ограничении коммуникации с внешним миром (медитации, одиночное заключение, исихастские и прочие практики) подобного не происходит, т.к. органы чувств в фоне продолжают воспринимать сигналы от внешнего мира, поэтому реакция может быть более благоприятной (но, как отмечается, не всегда).

Достаточно понятны и отмеченные в исследованиях факты, "что в целом наличие духовных и мистических переживаний даже умеренной интенсивности ассоциируется с показателями общего психического здоровья, которые превышают средний уровень, что выражается в лучшем качестве межличностных отношений, более низком уровне тревоги, более четкой идентичности, более сильной заботе о других и более позитивном взгляде на жизнь в целом". Уверенность в наличии духовного мира, сочетаясь с такой же уверенностью в бессмертии души, дает человеку спокойствие и надежду (смерть лишь переход и преображение), придает смысл всему его земному существованию, каким бы тяжким оно ни было. Человеку, надеющемуся на воздаяние за гробом (тем более уверенному в этом), гораздо легче переносить любые трудности и страдания и соблюдать моральные нормы и нравственные императивы.

Откровенно говоря, очень грустно, что наука вынуждена разоблачать подобные воззрения мистически и религиозно настроенных людей, ведь тем самым она лишает их реальной и надежной нравственной опоры. Хотя в последнее время даже мистик поневоле вынужден задумываться, почему у разных народов соответствующие переживания так различаются, и китаец никогда не увидит в них Бога, Христа, ангелов или Николу-угодника, а европеец богиню Аматерасу или Кали. Кстати, что там с предсмертными видениями у китайцев? Кого и что видят они?
Tags: мозг, наука и религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments